"«Вихрь Саломеиной пляски»- по легенде, Иоканаан попал в заточение к царю Ироду, который боится и слушается его. Дочь царицы влюблена в Иоканаана, просит его о поцелуе. Он отвергает ее. Тогда Саломея танцует для Ирода и требует за свой танец голову Иоканаана. Царь отказывается, так как Иоканаан - пророк, предрекший ему: «Моя смерть будет твоей смертью».
А Мандельштам побывал в 1908 году в Париже на концерте, где исполнялся «Танец Саломеи». За дирижерским пультом стоял сам Штраус. Мандельштам был потрясен и написал стихотворение о Саломее. В 10-е годы образ зловещей плясуньи связывался со сценическим ореолом Тамары Карсавиной. Красавина танцевала в балете-трагедии "Саломея" Ф.Шмитта по мотивам пьесы д'Юмьера, в хореографии Б.Романова и художественном оформлении С.Судейкина. Впервые - 12 июня 1913 г. в парижском театре Елисейских Полей в "Русских сезонах" (1907-1913) Дягилева. Вариант своего исполнения "саломеиной пляски" представила и другая темпераментная танцовщица - Ида Рубинштейн.
В сборнике, выпущенном в честь Красавиной к вечеру в «Бродячей собаке», Кузмин записал:
Вы - Коломбина, Саломея,
Вы каждый раз уже не та.
А Михаил Лозинский в том же сборнике написал:
О, пляши для меня, Саломея,
О, пляши для меня - я устал, -
Все редеющим облаком вея
Сумасшедших твоих покрывал!
Саломею танцевала и Вечеслова, которая также отражается в зеркалах Поэмы. У Ахматовой есть стихотворение «Надпись на портрете» с посвящением Вечесловой, датированное 1946 годом:
Дымное исчадье полнолунья,
Белый мрамор в сумраке аллей,
Роковая девочка, плясунья,
Лучшая из всех камей.
От таких и погибали люди,
За такой Чингиз послал посла,
И такая на кровавом блюде
Голову Крестителя несла.
Алла Деметьева "Ахматовские зеркала"
Кроме того А.Таиров в Камерном театре поставил пьесу "Саломея" с Алисой Коонен в главной роли. Пьеса получила широкий резонанс и обсуждалась художественной критикой. В основе постановки - мотив трагического избранничества Саломеи, охваченной страстью к узнику Ирода Иоканаану, отвергающему её любовь, и религиозный стоицизм Иоканаана, с христианским смирением принимающего смерть.
См. также пьесу Оскара Уайлда "Саломея" (пер. В. Чухно):
Ирод. Не торопись вставать с места, супруга моя, моя царица, - ты этим ничего не добьёшься.
Я не уйду отсюда, пока она не станцует. Танцуй, Саломея, танцуй для меня.
Иродиада. Не танцуй, дочь моя.
Саломея. Я готова, тетрарх.
(Саломея танцует танец семи покрывал).
Ирод. А, как это было замечательно, как чудесно!
Вот видишь, она всё же танцевала для меня, твоя
дочь. Подойди ко мне, Саломея, подойди, чтобы я
мог вознаградить тебя. Да! Я щедро плачу танцовщицам. А тебя я вознагражу просто-таки по-царски. Я дам тебе всё, чего только твоя душа пожелает. Говори, чего тебе хочется больше всего?
Саломея (опускаясь на колени). Я хочу, чтобы мне немедля принесли на серебряном блюде...
Ирод (смеясь). На серебряном блюде?
Ну да, конечно, на серебряном блюде.
Она очаровательна, не правда ли? Что же
ты хочешь получить на серебряном блюде, о
дорогая и несравненная Саломея, прекраснее
которой нет никого в Иудеи? Что именно тебе
должны пренести на серебряном блюде? Скажи
мне. И что б это ни было, тебе это тотчас же
принесут. Все мои сокровища в твоём распоряжении.
Итак, ты хочешь, чтобы тебе принесли на
серебряном блюде - что именно, Саломея?
Саломея (поднимаясь с коленей). Голову Иоканаана.
Текст произведения в переводе К. Бальмонта
Первоисточник - Евангелее от Матфея, Глава 14:
В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
См. в Евангелие
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиане. В.И.Суриков, 1872
Луини. Саломея с головой св. Иоанна Крестителя. Из собрания Лувра.