Глебова-Судейкина Ольга Афанасьевна (1885-1945) - русская актриса, певица, танцовщица, художник, скульптор, отличалась разносторонней одаренностью, создала коллекцию театральных кукол, расписывала фарфор (автор фарфоровых миниатюрных скульптур), вышивала бисером портреты и картины, главным образом на религиозные сюжеты, перевела пьесу М.Метерлинка "Принцесса Мален", оставила четыре тетради переводов из Ш.Бодлера, П.Верлена, С.Малларме, кроме того, одна из первых русских манекенщиц. Муза многих поэтов-современников. "Ей посвящали стихи М.Кузмин, Ф.Сологуб, А.Ахматова, Вс.Князев, И.Северянин, Вс.Рождественский, Георгий Иванов, Всеволод Иванов, А.С.Блок, В.Хлебников. Корней Чуковский писал о ней: «Нарядная, обаятельно-женственная, всегда окруженная роем поклонников, она была живым воплощением своей отчаянной и пряной эпохи».". Также упоминается в письмах А.Блока; по преданию, именно ей посвящено стихотворение "В ресторане" (1910).
Родилась в 1885 в С.-Петербурге. Главной ее страстью был театр, в 1902 поступила в Императорское театральное училище в Петербурге, весной 1905 получила диплом об окончании. 1906, привлеченная современными театральными исканиями, добилась ангажемента в Драматическом театре В.Ф.Комиссаржевской (Берта в "Гедде Габлер" Х.Ибсена, монахиня в "Сестре Беатрисе" М.Метерлинка), познакомилась здесь с режиссером Вс.Мейерхольдом, художниками Сапуновым, С.Судейкиным. Модный живописец и декоратор из молодого поколения "Мира искусства", Судейкин стал ее мужем (1907). "Через год после свадьбы Судейкин сказал ей, что больше ее не любит. В то время они жили втроем - вместе с Кузминым, который, судя по дневникам Сергея Судейкина, был тогда же его любовником.
В 1915 г. Судейкин окончательно бросил Ольгу, но они продолжали видеться. Иногда ходили по салонам опять втроем - Оленька, Сергей и его очередная «веронька». Кстати, с очередной «веронькой» - Верой Шиллинг - Судейкин в 1916 году уехал в Крым, а в 1917-м - в Париж, вклеив в паспорт вместо фотографии своей официальной жены Ольги фото Веры. Впоследствии Вера Артуровна Шиллинг стала женой Стравинского.
Несмотря на разрыв с Судейкиным (Ольга прочитала дневник мужа, где он пишет о любовной связи с Кузминым, и после этого выгнала Кузмина из дома) они продолжали вместе работать, встречаться и веселиться. В музыкальной комедии «Венецианские безумцы» они опять встретились втроем."
В 1924 г. уехала в Берлин, затем обосновалась в Париже. "От одиночества она увлеклась птицами. В ее парижской комнате появилось бесконечное множество птиц в клетках. Жила бедно. Было много романов, но всегда говорила, что любила только Судейкина. А Судейкин, когда ему сказали, что Ольга в нищете и больна, ответил: «Умоляю, не говори мне об Ольге, я этого не вынесу». И тем не менее, ни разу ей не помог. «Люди больше во мне не нуждаются, я займусь птицами», - говорила Ольга. Птицы спасали ее от депрессии. Она не ездила отдыхать, чтобы не оставлять их, тратила на них почти все деньги. Многие считали ее ясновидящей. Например, в 20-м году, жалуясь Ахматовой на одиночество, она сказала, что когда умрет, за гробом пойдут самое большее 14 человек. По словам очевидцев, когда ее хоронили, на кладбище пришло только 14 человек...
Однажды в войну, во время воздушной тревоги, Ольга спустилась в бомбоубежище, а когда вернулась - дом был разбомблен, все птицы погибли. После этого она почти сошла с ума. Умерла в парижской больнице Бусико. Похоронена, как и многие русские, на кладбище Sainte-Genevieve-de-Bois в Париже." (Цитаты из статьи Аллы Демидовой Ахматовские зеркала)
Подробнее
Путаница, Психея, Козлоногая, Коломбина - роли Судейкиной. Психея в древнегреческой мифологии - душа; представлялась в виде бабочки с мягкими жёлтыми крыльями. Путаница, Психея - роли, которые Судейкина исполняла в 1912-1913 гг. в постановках пьес Ю. Беляева. (Ю. Беляев. "Путаница, или 1840 год. Святочная шутка в одном действии, с прологом" (1910 год)). Ахматова записала:"Вчера мне принесли пьесу, поразившую меня своим убожеством. В числе источников поэмы прошу её не числить... Невольно вспомнишь слова Шилейко: "Область совпадений столь же огромна, как и область подражаний и заимствований". Я даже, да простит меня Господь, путала её с другой пьесой того же автора "Псиша", которую я тоже не читала". Тем не менее, об успехе Судейкиной в спектакле М.Кузьмин пишет: "Г-жа Глебова, дебютировавшая в роли "Путаницы", внесла всё старомодное очарование, лукавое простодушее и манерное кокетство в свои интонации, жесты и танцы. Лучшей "Путаницы" мы не могли представить" (1910 год).
Коломбина - ещё одна роль Ольги Афанасьевны.
У Михаила Кузмина в стихотворении, посвященном Ольге Афанасьевне, есть такие строчки:
Пускай нас связывал издавна
Веселый и печальный рок,
Но для меня цветете равно
Вы каждый час и каждый срок.
<................>
Вы, коломбинная Психея,
Считаете воздушно дни,
И страстный странник я, старея,
Влекусь на прежние огни...
Есть также несколько стихотворений, посвященных Судейкиной Ахматовой.
Голос памяти
О. А. Глебовой-Судейкиной
Что ты видишь, тускло на стену смотря,
В час, когда на небе поздняя заря?
Чайку ли на синей скатерти воды.
Или флорентийские сады?
Или парк огромный Царского Села,
Где тебе тревога путь пересекла?
Иль того ты видишь у своих колен.
Кто для белой смерти твой покинул плен?
Нет, я вижу стену только - и на ней
Отсветы небесных гаснущих огней.
18 июня 1913 Слепнево
***
О. А. Глебовой-Судейкиной
Пророчишь, горькая, и руки уронила,
Прилипла прядь волос к бескровному челу,
И улыбаешься - о, не одну пчелу
Румяная улыбка соблазнила
И бабочку смутила не одну.
Как лунные глаза светлы, и напряженно
Далеко видящий остановился взор.
То мертвому ли сладостный укор,
Или живым прощаешь благосклонно
Твое изнеможенье и позор?
27 августа 1921
Само посвящение написанно 25 мая 1945 года, когда Ахматова, по её словам, ещё не знала о смерти О.А. Глебовой-Судейкиной, умерший 19 января 1945.