К тексту



"А со Светланой Ивановой, еще задолго до ее статьи и не побывав еще в Белом зеркальном зале (но при моем пристрастии к зеркалам я подозревала, что они в «Поэме» не случайны), я поделилась своими догадками в разговоре о Зазеркалье «Поэмы». После чего она подарила мне свою статью. Процитирую кусочек из нее: «Маленькая дверь «через площадку от квартиры автора» вводит нас в Белый зал - удлиненное прямоугольное помещение площадью 213 кв.м и высотой около 9 м. Вдоль левой длинной стены во всю ее высоту расположены одно под другим семь больших и семь малых зеркал. На правой стене напротив больших зеркал - семь точно таких же проемов. Пять из них - окна, предпоследний - стенной шкаф с внутренней и внешней зеркальными поверхностями, последний - зеркальная дверь главного входа. В верхнем ярусе этой стены - семь окон, симметричных верхним малым зеркалам противоположной стены. В верхних частях торцовых стен по пять малых зеркал друг напротив друга. Всего в зале 26 зеркал (или 27 - если считать заднюю стенку - «дно» стенного шкафа). В этом месте зала ты оказываешься в фокусе трех зеркал...»

Чтобы читатель не запутался, я приведу здесь схему этого зеркального зала:


photo



«Поэма», как стало уже ясно, построена на отраженных реалиях. Ахматова писала в своих записных книжках: «эхо... говорит свое... тени получают отдельное существование... не понять, где голос, где эхо и которая тень другой». Маскарад в «Поэме» - это маскарад теней («К автору вместо того, кого ждали, приходят тени из тринадцатого года»), Ахматова про себя: «Я сама, как тень на пороге». Но ведь «порог» - это тоже граница, граница между ТАМ и ЗДЕСЬ, между прошлым и будущим. Зазеркалье Белого зала рождает двойников, тройников и т.д.

«Это «ты» так складно делится на три, как девять и девяносто. Его правая рука светится одним цветом, левая другим, само оно излучает темное сияние», - писала Ахматова."


(c)Алла Деметьева "Ахматовские зеркала
Сайт управляется системой uCoz