ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Пушкин Первый раз она пришла ко мне в Фонтанный Дом в ночь на 27 декабря 1940 г., прислав как вестника еще осенью один небольшой отрывок ("Ты в Россию пришла ниоткуда..."). Я не звала ее. Я даже не ждала ее в тот холодный и темный день моей последней ленинградской зимы. Ее появлению предшествовало несколько мелких и незначительных фактов, которые я не решаюсь назвать событиями. В ту ночь я написала два куска первой части ("1913") и "Посвящение". В начале января я почти неожиданно для себя написала "Решку", а в Ташкенте (в два приема) - "Эпилог", ставший третьей частью поэмы, и сделала несколько существенных вставок в обе первые части. Я посвящаю эту поэму памяти ее первых слушателей - моих друзей и сограждан, погибших в Ленинграде во время осады. Их голоса я слышу и вспоминаю их, когда читаю поэму вслух, и этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи. 8 апреля 1943 До меня часто доходят слухи о превратных и нелепых толкованиях "Поэмы без героя". И кто-то даже советует мне сделать поэму более понятной. Я воздержусь от этого. Никаких третьих, седьмых и двадцать девятых смыслов поэма не содержит. Ни изменять ее, ни объяснять я не буду. "Еже писахъ - писахъ". Ноябрь 1944 ПОСВЯЩЕНИЕ ... а так как мне бумаги не хватило, Я на твоем пишу черновике. И вот чужое слово проступает И, как тогда снежинка на руке, Доверчиво и без упрека тает. И темные ресницы Антиноя1 Вдруг поднялись - и там зеленый дым, И ветерком повеяло родным... Не море ли? Нет, это только хвоя Могильная, и в накипанье пен Все ближе, ближе... Marche funebre... Шопен... Ночь. Фонтанный Дом ВТОРОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ Ты ли, Путаница-Психея2, Черно-белым веером вея, Наклоняешься надо мной, Хочешь мне сказать по секрету, Что уже миновала Лету И иною дышишь весной. Не диктуй мне, сама я слышу: Теплый ливень уперся в крышу, Шепоточек слышу в плюще. Кто-то маленький жить собрался, Зеленел, пушился, старался Завтра в новом блеснуть плаще. Сплю - она одна надо мною, - Ту, что люди зовут весною, Одиночеством я зову. Сплю - мне снится молодость наша, Та, е г о миновавшая чаша; Я ее тебе наяву, Если хочешь, отдам на память, Словно в глине чистое пламя Иль подснежник в могильном рву. 25 мая 1945
ТРЕТЬЕ И ПОСЛЕДНЕЕ Жуковский Полно мне леденеть от страха, Лучше кликну Чакону Баха, А за ней войдет человек... Он не станет мне милым мужем, Но мы с ним такое заслужим, Что смутится Двадцатый Век. Я его приняла случайно За того, кто дарован тайной, С кем горчайшее суждено, Он ко мне во дворец Фонтанный Опоздает ночью туманной Новогоднее пить вино. И запомнит Крещенский вечер, Клен в окне, венчальные свечи И поэмы смертный полет... Но не первую ветвь сирени, Не кольцо, не сладость молений - Он погибель мне принесет. 5 января 1956 _______________ * День царей (фр.) ВСТУПЛЕНИЕИз года сорокового, Как с башни, на все гляжу. Как будто прощаюсь снова С тем, с чем давно простилась, Как будто прекрестилась И под темные своды схожу. 25 августа 1941
|
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ДЕВЯТЬСОТ ТРИНАДЦАТЫЙ ГОД Di rider finiral Pria dell aurora. Don Giovanni ГЛАВА ПЕРВАЯ Новогодний праздник длится пышно, "Четки" 1914 Онегин Новогодний вечер. Фонтанный Дом. К автору, вместо того, кого ждали, приходят тени из тринадцатого года под видом ряженых. Белый зеркальный зал. Лирическое отступление - "Гость из будущего". Маскарад. Поэт. Призрак. Я зажгла заветные свечи, Чтобы этот светился вечер, И с тобою, как мне не пришедшим, Сорок первый встречаю год. Но... Господняя сила с нами! В хрустале утонуло пламя, "И вино, как отрава жжет -)". Это всплески жесткой беседы, Когда все воскресают бреды, А часы все еще не бьют... Нету меры моей тревоге, Я сама, как тень на пороге, Стерегу последний уют. И я слышу звонок протяжный, И я чувствую холод влажный, Каменею, стыну, горю... И, как будто припомнив что-то, Повернусь вполоборота, Тихим голосом говорю: "Вы ошиблись: Венеция дожей - Это рядом... Но маски в прихожей И плащи, и жезлы, и венцы Вам сегодня придется оставить, Вас я вздумала нынче прославить, Новогодние сорванцы!" Этот Фаустом, тот Дон Жуаном, Дапертутто4, Иоканааном5, Самый скромный - северным Гланом, Иль убийцею Дорианом, И все шепчут своим дианам Твердо выученный урок. А для них расступились стены, Вспыхнул свет, завыли сирены, И как купол вспух потолок. Я не то что боюсь огласки... Что мне Гамлетовы подвязки, Что мне вихрь Саломеиной пляски, Что мне поступь Железной Маски, Я еще пожелезней тех... И чья очередь испугаться, Отшатнуться, отпрянуть, сдаться И замаливать давний грех? Ясно все: Не ко мне, так к кому же? -) Не для них здесь готовился ужин, И не им со мной по пути. Хвост запрятал под фалды фрака... Как он хром и изящен... Однако Я надеюсь, Владыку Мрака Вы не смели сюда ввести? Маска это, череп, лицо ли - Выражение скорбной боли, Что лишь Гойя смел передать. Общий баловень и насмешник - Перед ним самый смрадный грешник - Воплощенная благодать... * * * Веселиться - так веселиться, Только как же могло случиться, Что одна я из них жива? Завтра утро меня разбудит, И никто меня не осудит, И в лицо мне смеяться будет Заоконная синева. Но мне страшно: войду сама я, Кружевную шаль не снимая, Улыбнусь всем и замолчу. С той, какою была когда-то В ожерелье черных агатов До долины Иосафата6, Снова встретиться не хочу... Не последние ль близки сроки?.. Я забыла ваши уроки, Краснобаи и лжепророки! - Но меня не забыли вы. Как в прошедшем грядущее зреет, Так в грядущем прошлое тлеет - Страшный праздник мертвой листвы. Б Звук шагов, тех, которых нету, Е По сияющему паркету Л И сигары синий дымок. Ы И во всех зеркалах отразился Й Человек, что не появился
З Он не лучше других и не хуже, А Но не веет летейской стужей, Л И в руке его теплота.
С детства ряженых я боялась, Мне всегда почему-то казалось, Что какая-то лишняя тень Среди них "б е з л и ц а и н а з в а н ь я" Затесалась... Откроем собранье В новогодний торжественный день! Тy полночную гофманиану Разглашать я по свету не стану И других бы просила... постой, Ты как будто не значишься в списках, В калиострах, магах, лизисках7, Полосатой наряжен верстой, - Размалеван пестро и грубо - Ты ... ровесник Мамврийского дуба8, Вековой собеседник луны. Не обманут притворные стоны, Ты железные пишешь законы, Хаммураби, ликурги, солоны9 У тебя поучиться должны. Существо это странного нрава. Он не ждет, чтоб подагра и слава Впопыхах усадили его В юбилейные пышные кресла, А несет по цветущему вереску, По пустыням свое торжество. И ни в чем неповинен: не в этом, Ни в другом и ни в третьем... Поэтам Вообще не пристали грехи. Проплясать пред Ковчегом Завета10 Или сгинуть!.. Да что там! Про это Лучше их рассказали стихи. Крик петуший нас только снится, За окошком Нева дымится, Ночь бездонна и длится, длится - Петербургская чертовня... В черном небе звезды не видно, Гибель где-то здесь, очевидно, Но беспечна, пряна, бесстыдна Маскарадная болтовня... Крик: "Героя на авансцену!" Не волнуйтесь: дылде на смену Непременно выйдет сейчас И споет о священной мести... Что ж вы все убегаете вместе, Словно каждый нашел по невесте, Оставляя с глазу на глаз Меня в сумраке с черной рамой, Из которой глядит тот самый, Ставший наигорчайшей драмой И еще не оплаканный час? Это все наплывает не сразу. Как одну музыкальную фразу, Слышу шепот: "Прощай! Пора! Я оставлю тебя живою, Но ты будешь моей вдовою, Ты - Голубка, солнце, сестра!" На площадке две слитые тени... После -лестницы плоской ступени, Вопль: "Не надо!" и в отдаленье Чистый голос: "Я к смерти готов". Факелы гаснут, потолок опускается. Белый (зеркальный) зал 11 снова делается комнатой автора. Слова из мрака: Смерти нет - это всем известно, Повторять это стало пресно, А что есть - пусть расскажут мне. Кто стучится? Ведь всех впустили. Это гость зазеркальный? Или То, что вдруг мелькнуло в окне... Шутки ль месяца молодого, Или вправду там кто-то снова Между печкой и шкафом стоит? Бледен лоб и глаза открыты... Значит, хрупки могильные плиты, Значит, мягче воска гранит... Вздор, вздор, вздор! - От такого вздора Я седою сделаюсь скоро Или стану совсем другой. Что ты манишь меня рукою?! ЧЕРЕЗ ПЛОЩАДКУ Интермедия Где-то вокруг этого места ("...но беспечна, пряна, бесстыдна маскарадная болтовня...") бродили еще такие строки, но я не пустила их в основной текст: "Уверяю, это не ново... Вы дитя, синьор Казанова..." "На Исакьевский ровно в шесть..." "Как-нибудь побредем по мраку, Мы отсюда еще в "Собаку"...12 "Вы отсюда куда?" - "Бог весть!" И в то же время в глубине залы, сцены, ада или на вершине гетевского Брокена появляется О н а же (а может быть - ее тень): Как копытца, топочут сапожки, Как бубенчик, звенят сережки, В бледных локонах злые рожки, Окаянной пляской пьяна, - Словно с вазы чернофигурной Прибежала к волне лазурной Так парадно обнажена. А за ней в шинели и каске Ты, вошедший сюда без маски, Ты, Иванушка древней сказки, Что тебя сегодня томит? Сколько горечи в каждом слове, Сколько мрака в твоей любови, И зачем эта струйка крови Бередит лепесток ланит? _____________________ -) Отчего мои пальцы словно в крови И вино как отрава жжёт? ("Новогодняя баллада", 1923) -)) Три "к" выражают замешательство автора. |
ГЛАВА ВТОРАЯ Ты сладострастней, ты телесней Баратынский Спальня Героини. Горит восковая свеча. Над кроватью три портрета хозяйки дома в ролях. Справа она - Козлоногая, посредине - Путаница, слева - Портрет в тени. Одним кажется, что это Коломбина -), другим - Донна Анна (из "Шагов Командора"). За мансардным окном арапчата играют в снежки. Метель. Новогодняя полночь. Путаница оживает, сходит с портрета, и ей чудится голос, который читает: Распахнулась атласная шубка! Не сердись на меня, Голубка, Что коснусь я этого кубка: Не тебя, а себя казню. Все равно подходит расплата - Видишь там, за вьюгой крупчатой, Мейерхольдовы арапчата Затевают опять возню? А вокруг старый город Питер, Что народу бока повытер (Как тогда народ говорил), - В гривах, в сбруях, в мучных обозах, В размалеванный чайных розах И под тучей вороньих крыл. Но летит, улыбаясь мнимо, Над Маринскою сценой prima, Ты - наш лебедь непостижимый, И острит опоздавший сноб. Звук оркестра, как с того света, (Тень чего-то мелькнула где-то), Не предчувствием ли рассвета По рядам пробежал озноб? И опять тот голос знакомый, Будто эхо горного грома, - Наша слава и торжество! Он сердца наполняет дрожью И несется по бездорожью Над страной, вскормившей его. Сучья в иссиня-белом снеге... Коридор Петровских Коллегий15 Бесконечен, гулок и прям (Что угодно может случиться, Но он будет упрямо сниться Тем, кто нынче проходит там). До смешного близка развязка; Из-за ширмы Петрушкина16 маска, -) Вкруг костров кучерская пляска, Над дворцом черно-желтый стяг... Все уже на местах, кто надо; Пятым актом из Летнего сада Пахнет... Призрак цусимского ада Тут же. - Пьяный поет моряк... * * * Как парадно звенят полозья И волочится полость козья... Мимо, тени! - Он там один. На стене его твердый профиль. Гавриил или Мефистофель Твой, красавица, паладин? Демон сам с улыбкой Тамары, Но такие таятся чары В этом страшном, дымном лице: Плоть, почти что ставшая духом, И античный локон над ухом - Все таинственно в пришлеце. Это он в переполненном зале Слал ту черную розу в бокале, Или все это было сном? С мертвым сердцем и мертвым взором Он ли встретился с Командором, В тот пробравшись проклятый дом? И его поведано словом, Как вы были в пространстве новом, Как вне времени были вы, - И в каких хрусталях полярных И в каких сияньях янтарных Там, у устья Леты - Невы. _________________ -) На фоне куста цветущих роз (Аполлон, 1917, № ?) большой букет роз "Gloire de Dijon" медленно осыпается на ковёр. См. картину С.Судейкина "Коломбина". Или Психея в тёплом жёлтом сиянии с бабочкиными крыльями. -)) Вариант: Чрез Неву за пятак на салазках. -))) Было: козлоногая, кукла, актёрка. |
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Петербург 1913 года. Лирическое отступление: последнее воспоминание о Царском Селе. Ветер, не то вспоминая, не то пророчествуя, бормочет: Были святки кострами согреты, И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве иль против теченья, - Только прочь от своих могил. На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл. Оттого, что по всем дорогам, Оттого, что ко всем порогам Приближалась медленно тень, Ветер рвал со стены афиши, Дым плясал вприсядку на крыше И кладбищем пахла сирень. И царицей Авдотьей заклятый, Достоевский и бесноватый, Город в свой уходил туман. И выглядывал вновь из мрака Старый питерщик и гуляка, Как пред казнью бил барабан... И всегда в темноте морозной, Предвоенной, блудной и грозной, Жил какой-то будущий гул, Но тогда он был слышен глуше, Он почти не тревожил души И в сугробах невских тонул. Словно в зеркале страшной ночи И беснуется и не хочет Узнавать себя человек, А по набережной легендарной Приближался не календарный - Настоящий Двадцатый Век. А теперь бы домой скорее Камероновой Галереей В ледяной таинственный сад, Где безмолвствуют водопады, Где все девять -) мне будут рады, Как бывал ты когда-то рад. Там за островом, там за садом Разве мы не встретимся взглядом Наших прежних ясных очей, Разве ты мне не скажешь снова Победившее смерть слово И разгадку жизни моей? _________________ -) Музы |
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ Любовь прошла и стали ясны Вс. К. Угол Марсова поля. Дом, построенный в начале XIX века братьями Адамини. В него будет прямое попадание авиабомбы в 1942 году. Горит высокий костер. Слышны удары колокольного звона от Спаса на Крови. На поле за метелью призрак дворцового бала. Кто застыл у померкших окон, На чьем сердце "палевый локон", У кого пред глазами тьма? - "Помогите, еще не поздно! Никогда ты такой морозной И чужою, ночь, не была!" Ветер, полный балтийской соли, Бал метелей на Марсовом поле И невидимых звон копыт... И безмерная в том тревога, Кому жить осталось немного, Кто лишь смерти просит у Бога И кто будет навек забыт. Он за полночь под окнами бродит, На него беспощадно наводит Тусклый луч угловой фонарь, - И дождался он. Стройная маска На обратно "Пути из Дамаска" Возвратилась домой... не одна! Кто-то с ней "б е з л и ц а и н а з в а н ь я"... Недвусмысленное расставанье Сквозь косое пламя костра Он увидел - рухнули зданья. И в ответ обрывок рыданья: "Ты - Голубка, солнце, сестра! - Я оставлю тебя живою, Но ты будешь м о е й вдовою, А теперь... Прощаться пора!" На площадке пахнет духами, И драгунский корнет со стихами И с бессмысленной смертью в груди Позвонит, если смелости хватит... Он мгновенье последнее тратит, Чтобы славить тебя. Гляди: Не в проклятых Мазурских болотах, Не на синих Карпатских высотах... Он - на твой порог! Поперек. Да простит тебя Бог! (Сколько гибелей шло к поэту, Глупый мальчик: он выбрал эту, - Первых он не стерпел обид, Он не знал, на каком пороге Он стоит и какой дороги Перед ним откроется вид...) Это я - твоя старая совесть Разыскала сожженную повесть И на край подоконника В доме покойника Положила - и на цыпочках ушла... |
aaaaaaaaaaaaaaaaaaa |
ВСЁ В ПОРЯДКЕ: ЛЕЖИТ ПОЭМА
|
ЧАСТЬ ВТОРАЯ Intermezzo РЕШКА ...я воды Леты пью,
Автор говорит о поэме "1913 год" и о многом другом - в частности, о романтической поэме XIX века (которую он называет Столетней Чаровницей). Автор опрометчиво полагал, что дух этой поэмы ожил в его Петербургской повести.
|
...жасминовый куст,
1
<24> Ты спроси у моих современниц, Каторжанок, стопятниц, пленниц, И к тебе порасскажем мы, Как в беспамятном жили страхе, Как растили детей для плахи, Для застенка и для тюрьмы. <25> Посинелые стиснув губы, Обезумевшие Гекубы И Кассандры из Чухломы Загремим мы безмолвным хором, Мы - увенчанные позором: "По ту сторону ада мы". |
__________________ * В моём начале моё конец (англ.). -) Романтическая поэма. -)) Место, где по представлению читателей, рождаются все поэтические произведения.
Сайт управляется системой uCoz
|